Основания для применения переговорной процедуры

29 січня 2021
196
Середній бал: 5 із 5

В связи с внесением изменений в Закон «О публичных закупках» переговорная процедура закупки претерпела изменения. Согласно новому Закону она предусматривает основания для отказа в участии в закупке поставщикам. Переговорную процедуру закупки применяют в исключительных случаях, и после согласования основных условий путем проведения переговоров заключают договор о закупке. Переговорная процедура закупки считается неконкурентной, ее основной целью является закупка товаров и услуг, проведение работ без тендерной документации.


Переговорная процедура закупки имеет особенности и отличия:

  1. Не требует проведения аукциона.
  2. Не требует разработки тендерной документации.
  3. Экономит время, так как проводится в минимальные сроки;
  4. Используется исключительно по основаниям, предусмотренным законодательством.

Основания, при которых возможна переговорная процедура закупок:

1. Если процедура открытых торгов отменялась два раза, то используется переговорная процедура, но неизменными остаются требования, закрепленные в тендерной документации заказчика, а именно предмет, по которому осуществляется закупка, его основные характеристики.

С проведением переговорной процедуры может изменяться цена, количество и срок осуществления поставки, выполнения работ или предоставления услуг.

Следует также обосновать необходимость проведения переговорной процедуры.

Підстави для застосування переговорної процедури
ОЛЕНА СТЕПАНОВА,директорка ТОВ «СІ БІЗНЕС КОНСАЛТИНГ», Одеса
Закон нині дозволяє застосовувати переговорну процедуру, якщо на ринку немає конкуренції з технічних причин. У практиці замовників уже зустрічаються такі закупівлі. Утім підстави для цього є не завжди.

2. Если услуга или работы могут быть выполнены только определенными субъектами хозяйствования, а именно:

  • если основная цель закупки — создание или приобретение произведений искусства или выполнение таких работ. Такие отношения регулируются Законом Украины «Об авторских и смежных правах», а вопрос права на такие произведения урегулирован Гражданским кодексом;

  • если договор необходимо заключить с победителями архитектурных и художественных конкурсов. Такие отношения урегулированы Законом Украины «Об архитектурной деятельности»;
  • отсутствует конкуренция по техническим причинам, а именно, если любой другой субъект не может выполнить данный объем работ или предоставить услугу, а выполнение работ или предоставление услуги возложено только на природные монополии, деятельность которых урегулирована Законом Украины «О природных монополиях».
  • в связи с возникновением необходимости защиты интеллектуальной собственности, что урегулировано Гражданским кодексом и Законом Украины «Об авторских и смежных правах»;
  • договор касается поставки электроэнергии или природного газа. Законами Украины «О рынке электрической энергии», «О рынке природного газа» определены случаи, когда поставка газа и электроэнергии осуществляется поставщиками «последней надежды».

3. Если закупка не может быть отложена заказчиком и требует немедленного выполнения:

  • Если основная цель закупки состоит в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, когда срок, предусмотренный на тендерную процедуру, невозможно соблюсти. Понятие чрезвычайной ситуации урегулировано Кодексом гражданской защиты Украины.
  • Закупка осуществляется в целях предоставления гуманитарной помощи другим государствам. Заказчик осуществляет деятельность на основании Закона Украины «О гуманитарной помощи Украины». Гуманитарная помощь предоставляется в случае принятия такого решения Верховной Радой или Президентом. Кабинет Министров Украины определяет порядок предоставления такой помощи.
  • Если по вине участника договор о закупке расторгнут, а сроки для осуществления такой процедуры достаточны для проведения тендерной процедуры в объеме 20% от суммы, которая была указана в договоре, расторгнутом участником.
  • В случае принятия решения о действиях или бездеятельности заказчика, которые обжалуются после оценки предложений участников, но объем не должен превышать 20% от прогнозируемой стоимости тендера, который обжалуется. Следует обратить внимание: если тендер был обжалован, то сторонами вносятся изменения в договор о закупке, а именно в части, касающейся закупаемых товаров и стоимости с учетом требований Закона.
  • Закупка осуществляется в целях удовлетворения нужд обороны в случае введения военного положения как на всей территории, так и в отдельных местностях Украины. Круг заказчиков определен в Законе Украины «Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения нужд обороны». Субъекты, которые могут быть заказчиками, определены Законом Украины «Об особенностях осуществления закупок товаров, работ и услуг для гарантированного обеспечения нужд обороны».
  • Если заказчику после выполнения условий договора необходимо увеличение количества поставки товара, а указанный товар имеет индивидуальные качества и характеристика и не может быть заменен на другой товар подобной характеристики, а цена за дополнительную поставку не должна быть выше 50% от цены договора. Срок, в который осуществляется дополнительная поставка, не должен превышать 3 года.
  • Если заказчику после выполнения условий договора необходимо дополнительно закупить тождественные работы или услуги, такого вида работы может предоставить только тот же участник, а цена на работы или услуги не должна быть больше 50% от цены договора. Срок, в который могут быть осуществлены дополнительные работы или предоставлены услуги, не должен превышать 3 года. Условия выполнения дополнительных работ или предоставления услуг, аналогичных выполненным, могут быть указаны в договоре.
  • Закупка товаров соответствует процедуре восстановления платежеспособности должника, предусмотренной законодательством. Приобретение товара осуществляется в то же время, что и продажа имущества должника. Процедура восстановления платежеспособности должника регулируется Кодексом Украины по процедуре банкротства и предусматривает мероприятия, касающиеся продажи части имущества должника. Можно сделать вывод, что переговорную процедуру можно применить по процедуре восстановления платежеспособности должников.
  • Если закупка имеет целью защиту прав и интересов государства: защиту безопасности и обороны, участие в спорах, где присутствует иностранный субъект. Это основание можно применять только по решению Кабинета Министров Украины или Совета национальной безопасности и обороны Украины. На основании таких решений заказчик осуществляет закупку услуг, неразрывно связанных исключительно с интересами Украины и их защитой.

Підстави для застосування переговорної процедури
НАТАЛІЯ ЗАЄЦЬ,консультантка з публічних закупівель, канд. екон. наук, Київ
Алгоритм переговорної процедури закупівлі простіший, аніж конкурентних процедур. Попри це в ньому чимало місць, де замовник може помилитися — обґрунтування, документи від учасника, кваліфікація, відсутність підстав для відхилення за статтею 17, забезпечення. Як їх уникнути?

Итак, можно сделать вывод, что переговорная процедура закупки — очень простой способ реализации товаров, услуг и выполнения работ в краткий срок и без использования тендерной документации. Но следует помнить, что она используется только в предусмотренных Законом исключительных случаях и является неконкуретной.

logo