Штрафы на уполномоченное лицо

7 вересня 2021
250
Середній бал: 5 із 5
експерт, адвокатка зі спорів з контролюючими органами, консультантка з закупівель

То, что проведение закупок дело ответственное, понятно из требований Закона № 922. А что ждет уполномоченное лицо, которое допустит ошибку при закупке? За какие огрехи придется заплатить деньгами? Основания, размеры штрафов и собственно процедуру применения штрафа к уполномоченному лицу заказчика разъясняем в статье.

Организацией и проведением процедур закупок (в т.ч. упрощенных закупок) от имени заказчиков занимаются специальные лица, Законом № 922 определены как - уполномоченные лица (далее - УЛ). Поэтому каждому заказчику, особенно его УЛ нужно знать и помнить, что за определенные нарушения законодательства, такое ​​УЛ могут оштрафовать.

Смогут ли уполномоченные лица пересдавать тесты

За что штрафуют уполномоченное лицо

Обратите внимание, что речь идет именно о штрафах, которые применяют к УЛ, то есть к физическому лицу (человеку), и это - административный штраф, предусмотренный ст. 164-14 КУоАП

Важно! К 01.01.2022 г.. Такие штрафы могут применить и к членам тендерного комитета.

В ст.164-14 КоАП описано два блока правонарушений. В первом блоке штрафы меньше, ведь предполагается, что противоправные действия УЛ нанесут меньше вреда бюджету, чем правонарушения, изложенные в блоке втором.

Первый блок изложен в частях 1-2 ст.164-14 КоАП. Так, в первой части описано состав нарушения и вид административной ответственности - штраф, во второй части указан размер штрафа за повторность нарушения, описано в ч.1 ст. 164-14 КУоАП. Рассмотрим подробнее.

Итак, по предписаниям первого блока УЛ штрафуют за:

  • нарушение порядка определения предмета закупки;
  • несвоевременное предоставление или непредоставление заказчиком разъяснений по содержанию тендерной документации;
  • тендерная документация составлена ​​не в соответствии с требованиями закона;
  • размер обеспечения тендерного предложения, установленный в тендерной документации, превышает пределы, установленные законом;
  • необнародование или нарушение сроков обнародования информации о закупках;
  • необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках, осуществляемых в соответствии с положениями Закона от 17.03.2020 г.
  • № 530-IX;
  • непредоставление информации, документов в случаях, предусмотренных законом; нарушение сроков рассмотрения тендерного предложения.

 

Второй блок изложен в частях 3-4 ст.164-14 КоАП. Как и в предыдущем блоке, в третьей части описаны состав нарушения и вид административной ответственности - штраф, в четвертой части указан размер штрафа за повторность нарушения, описано в ч. 3 ст.164-14 КоАП.

Итак, по предписаниям второго блока УЛ штрафуют за:

  • приобретение товаров, работ и услуг до / без проведения процедур закупок / упрощенных закупок в соответствии с требованиями закона;
  • применение конкурентного диалога или торгов с ограниченным участием, или переговорной процедуры закупки на условиях, не предусмотренных законом;
  • неотклонение тендерных предложений, подлежащих отклонению в соответствии с законом;
  • отклонения тендерных предложений на основаниях, не предусмотренных законом или не в соответствии с требованиями закона (безосновательное отклонения)
  • заключение с участником, который стал победителем процедуры закупки, договора о закупке, условия которого не соответствуют требованиям тендерной документации и / или тендерного предложения победителя процедуры закупки;
  • внесение изменений в существенные условия договора о закупке в случаях, не предусмотренных законом;
  • внесение недостоверных персональных данных в электронную систему закупок и необновление в случае их изменения; нарушение сроков обнародования тендерной документации.

Уполномоченное лицо — совместитель? Можно, но не всем

Размер штрафов на уполномоченное лицо

Размер штрафов зависит от того, совершено ли новое нарушение лицом, которое в течение года уже было подвергнуто административному взысканию за такое же нарушение. То есть, если к УЛ в течение года был применен штраф по ч. 1 ст. 164-14 КУоАП за то, что оно нарушило порядок определения предмета закупки, то «повторным» будет нарушение именно порядка определения предмета закупки. Если же будет установлено, что УЛ установило в тендерной документации размер обеспечения тендерного предложения, больше, чем определено Законом № 922, то это также нарушение ч.1 ст.164-14 КоАП но другое. Поэтому к УЛ применяется меньший размер штрафа, хотя формально это его второе нарушение, но с другим составом.

В КоАП размер штрафов привязан к необлагаемым минимумам  доходов граждан, сейчас он составляет 17 грн, для целей применения штрафов.

Итак, за нарушение каждого из приведенных выше частей ст.164-14 КоАП установлены следующие штрафы на уполномоченное лицо 2021, в тыс.грн:

Штрафи на уповноважену особу 

Кто накладывает (применяет штрафы)

Нужно различать понятия «применение штрафа» и «составления протокола». Так, протоколы, которые свидетельствуют о выявленных нарушениях,  осуществленных УЛ составляют преимущественно органы Госаудитслужбы. А Государственный внешний финансовый контроль (аудит) об осуществлении закупок за счет средств государственного бюджета проводится Счетной палатой на всех стадиях закупок (ст. 13 Закона «О Счетной палате»)

Но само по себе составление протокола об административном правонарушении не свидетельствует о том, что штраф будет применен, либо нарушение действительно имело место. Ведь каждому УЛ предоставляется право опровергнуть факт того, что имело место нарушение Закона № 922. То есть предоставить доказательства того, что состава нарушения, предусмотренного ст.164-14 КоАП в действиях (или бездействии) УЛ - нет.

Впрочем, надо учесть то, какой именно государственный орган вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. Говоря просто, кто именно может применить (наложить) штраф.

Важно! Чтобы, в частности, защитить свои права УЛ должно  помнить о сроках привлечения к административной ответственности в закупках.

Как следует из предписаний ст. 221 КУоАП, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 3-6 ст.164-14 КоАП рассматривают местные общие суды. На практике это означает, что орган Госаудитслужбы составляет протокол о правонарушении и передает его на рассмотрение местному  общему суду. Какому именно УЛ может проверить на сайте «Судебная власть Украины», указав свой населенный пункт, или район. Далее суд рассматривает дело и решает, есть ли в действиях УЛ состав правонарушения (тогда применяется штраф) или нарушения не было (тогда никаких последствий, в т.ч. взыскание штрафа не наступает).

Важно! В таких случаях, обжаловать решение суда можно только в апелляции по правилам (формой судопроизводства) рассмотрения дел об административных правонарушениях.

А вот правонарушения, предусмотренные ч.ч. 1-2 ст. 164-14 КУоАП рассматриваются органами финансового контроля. Это означает, что сформировав протокол о правонарушении, УЛ приглашают на рассмотрение дела в отношении него и, если государственный орган приходит к выводу, что правонарушение имело место, к УЛ применяют штраф путем составления постановления.

В этом случае, если УЛ не согласно с применением к нему штрафа, может подать в местный суд исковое заявление по правилам административного судопроизводства (КАС Украины).

Выводы

УЛ следует помнить о том, что нарушение предписаний Закона № 922 может привести к довольно значительным штрафам, которые будут взысканы именно с них, таких УЛ.

Поэтому нужно постоянно проверять свои действия по проведению закупок с требованиями Закона № 922, постоянно следить за изменениями законодательства и постоянно учиться.

В то же время, если к УЛ будет принято постановление о привлечении его к штрафу, нужно проверять, принял ли компетентный орган  такое постановление, имело ли место правонарушение и учитывать сроки. Если постановление было принято с нарушениями, его можно обжаловать в суде или в суде высшей инстанции.

logo